Масштабная модернизация здравоохранения России
По данным Минздравсоцразвития РФ, полученным из регионов, на сегодняшний день 32% больниц и 30% поликлиник требуют капитального ремонта, 57% оборудования физически и морально устарело, поскольку работает более 10 лет (норматив, который следует выдерживать, – это обновление через каждые 5 лет). В большом количестве учреждений отсутствуют горячее водоснабжение, водопровод, автономное энергоснабжение. Очевидно, что на существующей материально-технической базе обеспечить качественную медицинскую помощь невозможно.
Еще одна серьезная проблема - неэффективность системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Яркий пример привел главный онколог Минздравсоцразвития РФ, академик РАМН, проф. В.И. Чиссов - реальные расходы на лечение пациентов в МНИОИ им. П.А. Герцена в 10 раз превышают средства, которые выделяются из фонда ОМС!
Таким образом, системе здравоохранения необходима масштабная модернизация. И правительство объявило, что начинает ее.
За счет увеличения на 2% отчислений предприятиями и компаниями в фонд ОМС будет создан особый резервный фонд в размере 460 млрд. рублей. Эти средства будут расходоваться по 3 основным направлениям:
- 300 млрд. рублей пойдут на приведениев порядок лечебных учреждений: на капитальный и текущий ремонт, реконструкцию и приобретение оборудования;
- 136 млрд. рублей будут направлены на обеспечение стандартов оказания медицинской помощи, в структуру которых входят статьи по заработной плате, обеспечение лекарствами, питание больных, расходы на материалы и диагностические средства и т.д.;
- 24 млрд. рублей – на информатизацию здравоохранения: информатизацию внутри лечебно-профилактических учреждений, организацию телемедицинских технологий, электронный полис ОМС, который можно будет свободно использовать на всей территории России.
Как всё это будет работать?
Татьяна Голикова: "С 1 января 2011 года страховые взносы начнут поступать в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. И 2% будут аккумулированы и расходоваться по выделенным трем направлениям, но региональные власти должны будут разработать свои программы модернизации здравоохранения с конкретным планом действий, вложить свои ресурсы, не должны сокращать свои расходы, направляемые на медицину. При разработке программ, прежде всего, должна быть учтена структура заболеваемости и смертности в регионе, для того, чтобы система здравоохранения конкретного региона соответствовала запросам его жителей.
Почему я говорю об организации? Потому что самой важной для нас является содержательная составляющая этого процесса, а не составляющая финансового обеспечения. Финансовое обеспечение является доказательством или гарантией устойчивости и реализуемости мероприятий. Мы будем рассматривать каждую программу, исходим из того, что программы должны быть приняты до 1 декабря 2010 года. Чтобы уже с 1 января 2011 года начали работать.
Основой для этого станет изменение законодательства об обязательном медицинском страховании, которое мы должны будем в июне внести в Государственную Думу, чтобы, самое позднее в сентябре, эти изменения были приняты. Параллельно будет идти отработка механизмов, на основе которых будут развернуты региональные программы.
Ещё момент, на который я хочу обратить внимание применительно к закону об обязательном медицинском страховании: мы в течение этих двух лет должны перейти на полный тариф в системе ОМС. Предполагается, что переходный период займёт два года. Через два года, отстроив систему организации медицинской помощи, весь этот ресурс (2% страховых взносов) должен уйти на полное обеспечение системы ОМС уже без этой инвестиционной составляющей. Мы рассчитываем, что уровень нашей организации и уровень региональных властей даст нам возможность это отстроить.
Главный результат, который мы ждем, – это улучшение качества и доступности медицинской помощи (и, как следствие, улучшение показателей по заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни)."