Новости недели:

Работа в Группе компаний ЮНИМЕД

15.08.2012

Минздрав прислушался к мнению общественных организаций

«О необходимости модернизации нормативных документов, относящихся к кадровому обеспечению лабораторной службы в РФ»

(аналитическая записка)

Учитывая необходимость модернизации нормативных документов по кадровому обеспечению медицинской деятельности и, в частности, лабораторной службы, замены устаревших положений о кадрах специалистов в учреждениях здравоохранения, РАМЛД отмечает важность и своевременность выхода в свет приказа МЗ СР РФ № 541н от 23.07.2010 г.

Содержащиеся в приказе положения расширяют и конкретизируют должностные обязанности специалистов КДЛ и квалификационные требования к ним. Вместе с тем в тексте приказа не были учтены особенности, присущие клинико-лабораторной службе, что привело к многочисленным неточностям, двусмысленностям и явным ошибкам, и имело неприятные правовые и финансовые последствия для сотрудников КДЛ. Не касаясь формулировок приказа, относящихся к должностям руководителей отделений и лабораторий, можно отметить ряд моментов, имеющих отношение к кадрам клинико-диагностических лабораторий - их должностным обязанностям, необходимым знаниям и квалификационным требованиям.

1. Врач клинической лабораторной диагностики

При формулировке должностных обязанностей и необходимых знаний для врачей этого профиля целесообразно принять за основу прошедшие проверку временем положения о врачах - клинических патологах (для гармонизации с функциональными обязанностями аналогичных специалистов практически во всех странах мира). В действующем приказе 541н в описании должности врача КЛД имеется ряд принципиальных ошибок и неточностей, которые необходимо учесть и исправить:

1.1. В отношении должностных обязанностей врачей КДЛ сказано, что он «…проводит лабораторные исследования в соответствии со стандартом медицинской помощи». Однако, непонятно, какой именно стандарт (или стандарты) имеется в виду, и разрешено ли специалистам при необходимости выходить за рамки этих т.н. стандартов – тем более, что перечень анализов для конкретного пациента определяет не врач КЛД, а врачи-лечебники. К разработке утвержденных МЗСР РФ стандартов диагностики и ведения пациентов при различных нозологиях специалисты КЛД не привлекались, и объем клинико-лабораторных исследований в них очень сильно варьирует - от адекватного уровня до полного отсутствия.

1.2. Из перечня должных знаний врача КЛД по непонятным причинам был исключен пункт о клиническом значении лабораторных исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний, а из должностных обязанностей врачей КЛД исчезли концептуальные, входящие в обязанности клинических патологов во всем мире, положения о:
- консультировании врачей других специальностей по вопросам лабораторной диагностики, рекомендациях по объему и составу лабораторного обследования; 
- интерпретации результатов лабораторных исследований; 
- заключениях по данным лабораторного исследования с учетом анамнеза, результатов клинических и дополнительных методов обследования больного.

В результате именно врачебный компонент работы полностью выпал из обязанностей специалиста, и тем самым врач КЛД с соответствующим клиническим образованием и специальной последипломной подготовкой низводится до рядового лабораторного исследователя, даже не имеющего права что-либо рекомендовать. Налицо явный шаг назад, который способствует потере клинического мышления и деградации врачей КЛД, и который к тому же абсолютно нелогичен – непонятно, для чего получать полные врачебные знания специалисту, от которого они никогда не потребуются, но тем не менее необходимы при приеме на работу. Неясно, кто должен будет планировать и интерпретировать сложные лабораторные исследования и кон-сультировать врачей лечебных подразделений в сложных случаях.

Такая ситуация делает невозможной гармонизацию функций медицинских специалистов в РФ (врач клинической лабораторной диагностики) и ведущих западных странах (врач-патолог). КДЛ превращаются в чисто технологические подразделения, а опытные специалисты лишаются права клинических суждений, участия в консилиумах и клинических конференциях. Более того, сам термин «Клиническая лабораторная диагностика» становится некорректным – при следовании положениям приказа 541н в нынешнем виде именно диагностический компонент из работы врачей КЛД выпадает. Эти аспекты мы считаем абсолютно неприемлемыми и настаиваем на их исправлении.

1.3. Следует включить в необходимые знания для врачей КЛД основы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств, а также методы лекарственного мониторинга, поскольку эти исследования весьма актуальны, выполняются во всех лабораториях мира и все шире используются в РФ.

1.4. В приказе 541н отсутствует квалификационная характеристика должности «Врач-бактериолог», хотя специальность «Бактериология» есть в приказах № 210н и 415н. Если будут сохранены отдельные бактериологические лаборатории (вне КДЛ) в ЛПУ, требуется разработка отдельной квалификационной характеристики должности «Врач-бактериолог» либо «Врач микробиолог-бактериолог». Если же исследования будут проводиться в бактериологических отделах КДЛ, а должность бактериолога предназначается только для специализированных бактериологических лабораторий в органах Роспотребнадзора (и планируется издание специального приказа по должностным характеристикам специалистов в этом ведомстве), то знания и навыки по основам клинико-микробиологических и санитарно-микробиологических исследований необходимо ввести в должностные обязанности врачей КЛД и биологов, поскольку их там нет совсем.

1.5. Во избежание недоразумений и дискриминации опытных специа-листов, которые уже имеют место, необходимо дополнить содержащееся в преамбуле приказа № 541н положение о сохранении должности «врач-лаборант» для специалистов с высшим немедицинским образованием, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года и, следовательно, имеющих более чем 10-летний стаж практической работы во врачебной должности, соответствующие знания и навыки, пунктом о сохранении за ними всех обязанностей и прав врача КЛД, включая продление сертификата специалиста.

2. Биолог

Следует приветствовать важнейший пункт приказа 541н, впервые узаконивающий обязанности биолога в лабораториях и расширяющий список специальностей высшего немедицинского образования, по которым выпускники вузов могут быть приняты на должность биолога для работы в КДЛ. Вместе с тем остались нераскрытыми следующие важные моменты, связанные с работой биологов в КДЛ:

2.1.Требует пояснения и развития пункт о дополнительном профес-сиональном образовании для биологов, поскольку его вид и продолжительность ни в одном из ныне действующих нормативных документов не упомянуты. Лишь в письме МЗ РФ от 03.10.2000 г. № 15-12/453 говорилось о профессиональной переподготовке для специалистов, окончивших университет по специальности «биология», по лабораторной диагностике в объеме не менее 500 часов очного обучения в государственных высших медицинских образовательных учреждениях по программе, рассчитанной на биологов, и дальнейшем усовершенствовании по общепринятой схеме. В настоящее время медицинские последипломные образовательные учреждения в РФ придерживаются этих положений, но требуется их легитимизация в приказе МЗ РФ, иначе неизбежно дальнейшее возникновение юридических и кадровых коллизий, которые уже имеют место.

2.2. Остается открытым вопрос о том, выпускники каких вузов немедицинского направления могут приниматься на должность биолога в КДЛ. В настоящий момент, с формальных позиций, педагоги, аграрники, технологи биохимических производств и т.д. имеют полное право быть принятыми в КДЛ, чего раньше не допускалось. Необходимо уточнить, что одна из специальностей, приведенных в списке приказа 541н, у выпускников с немедицинским образованием должна быть основной.

2.3. В нынешнем тексте приказа 541н должностные обязанности и не-обходимые знания у биолога и врача КЛД практически по всем позициям совпадают, отличаясь лишь в мелких деталях. С учетом этого непонятна существенная разница в заработной плате биологов и врачей КЛД, отсутствовавшая ранее и введенная в 2008 г. вместе с новой отраслевой тарифной сеткой приказом МЗСР РФ № 149н. Вопрос может быть снят при восстановлении диагностических, консультационных и организационных обязанностей врачей КЛД в соответствии с п. 1.2 настоящей записки.

2.4. Из текста приказа выпало положение о необходимости регулярного повышения профессиональной квалификации биологов. Вместе с тем вызывает сомнение вообще упоминание его необходимости отдельно по специальностям высшего и среднего звена, поскольку оно является общим для всех специалистов в соответствии с приказами МЗиСР РФ № 415н (2009 г.) и № 705н (2008 г.)

2.5. Следует исключить ничем не обусловленную дискриминацию биологов в отношении выполнения лабораторных исследований по целевым программам, родовым сертификатам и т.д. Обозначенные в нормативных документах условия участия специалистов в целевых программах (наличие сертификата, высшее медицинское образование) разрабатывались без учета особенностей лабораторной службы и не соответствуют реальной ситуации в ней, поскольку в РФ (и во всем мире) специалисты с немедицинским образованием, в том числе имеющие большой опыт и квалификационные категории, составляют большинство в КДЛ, и аналитические аспекты деятельности биологов полностью соответствуют таковым врачей КЛД. Даже специалисты среднего звена имеют возможность участия в целевых программах и получения соответствующих надбавок к зарплате, а биологи – нет. Подобная ситуа-ция абсолютно бессмысленна, поскольку ведет к снижению качества и воз-можностей лабораторного обеспечения целевых программ, и должна быть исправлена.

2.6. Необходимо восстановить возможность аттестации биологов на квалификационные категории, поскольку вышедший в 2011 г. приказ МЗиСР РФ № 808н (заменил действовавший с 1999 г. приказ МЗ РФ № 314) предусматривает эту процедуру только для лиц с медицинским и фармацевтическим образованием. Тем самым значительная часть специалистов КДЛ с высшим профессиональным образованием – биологи, работающие наравне с врачами КЛД – была несправедливо лишена возможности аттестации на категории, хотя среди них имеется много высококвалифицированных опытных специалистов.

3. Медицинский технолог

В зарубежных медицинских лабораториях технологи являются основными звеном службы, именно они выполняют подавляющее большинство исследований. Должностные обязанности, необходимые знания и квалификация медицинского технолога в приказе 541н проработаны достаточно хорошо, отражают широкий круг обязанностей по проведению практически всех лабораторных исследований (кроме ряда морфологических) и ответственности этих специалистов. Вызывает сомнения лишь формулировка «…основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного…» (общие слова; непонятно, что имеется в виду), ее необходимо исключить из текста.

4. Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)

В приказе № 541н фактически признана эквивалентность этих должностей – в названии они приравнены друг к другу в соответствии с полной эквивалентностью программ их подготовки. Тем самым частично ликвидирована ошибка в приказе МЗСР РФ от 06.08.2007 г. № 526, из-за которой медицинские лабораторные техники, ранее эквивалентные фельдшерам-лаборантам, попали в более низкую профессиональную квалификационную группу и получают меньшую зарплату. Для восстановления справедливости требуется исправление положений упомянутого приказа о заработной плате.

К сожалению, в разделе о должностных обязанностях и знаниях лабораторных техников содержится большое количество принципиальных ошибок и неточностей, в частности:

4.1. В данном разделе нет необходимости перечислять виды исследуемого биологического материала; взамен целесообразно привести выполняемые виды исследований, как у технологов.

4.2. Следует исключить непонятно как попавшие в текст положения об «…использовании методов исследования геморрагического синдрома…» и обеспечении «точности и надежности исследований», поскольку эти аспекты лежат вне поля компетентности среднего персонала в КДЛ.

4.3. Требуется также исключить вопиющие неточности в разделе необходимых знаний, в частности, о морфологии «… элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов (таких клеток нет) до зрелых форм, паразитов крови (непонятно, что имеется в виду), основных клеточных элементов - лейкоцитов, мезотемов (таких клеток нет) и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад (это не основные клеточные элементы), инфекционные заболевания по своему профилю (неясно, по какому именно, и что означает - знать инфекционные заболевания) и др.

В целом материал данного раздела нуждается в существенной переработке, по сути, написании заново, поскольку в настоящем виде он представляет собой не очень упорядоченное перечисление канцелярских, общемедицинских и лабораторных аспектов, по общему объему превышающее раздел для медицинских технологов.

5. Лаборант

В зарубежных лабораториях эта должность отсутствует. Имеются со-мнения в целесообразности ее существования и в РФ, тем более, что положения приказа № 541н теперь предусматривают принятие на должность лаборанта (как и фельдшера-лаборанта) только лиц со средним профессиональным образованием по специальности «Лабораторная диагностика» (подготовка или переподготовка) и сертификатом специалиста, а критерии приема специалистов с одинаковым образованием на должности с разным уровнем зарплаты непонятны. Основная часть приведенного материала перекликается с разделом о фельдшерах-лаборантах; также встречаются неточности в описании профессиональных и организационных обязанностей специалистов.

В целом раздел о лаборантах также нуждается либо в доработке, либо (что лучше) в удалении вместе с самой должностью лаборанта для исключения дублирования должностных обязанностей. Профессиональная переподготовка средних специалистов, окончивших нелабораторное отделение, может завершаться присвоением квалификации медицинского лабораторного техника, а не лаборанта (подобные прецеденты в РФ имеются). Специалистов, занимающих должность лаборанта, имеющих достаточный стаж работы и практический опыт, можно переводить на должность фельдшера-лаборанта или медицинского лабораторного техника; механизм перевода может быть разработан дополнительно.

С учетом приведенного материала предлагается скорректированный вариант квалификационных характеристик должностей специалистов КДЛ, которые в большей степени соответствуют положению и возможностям этих специалистов в современной системе медицинской диагностики. В тексте максимально сохранены положения действующего приказа № 541н и исправлены отмеченные недостатки.

Врач клинической лабораторной диагностики

Должностные обязанности. Консультирует врачей других специальностей по во-просам лабораторной диагностики; интерпретирует результаты лабораторных исследова-ний; дает рекомендации и делает заключение по лабораторному обследованию с учетом анамнеза, результатов клинических и дополнительных методов обследования больного; осуществляет мероприятия по обеспечению и контролю качества лабораторных исследо-ваний на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах; организует ра-бочее место для проведения лабораторных исследований; осваивает новое оборудование и внедряет новые методы лабораторных исследований; проводит лабораторные исследования в соответствии с профилем учреждения здравоохранения и лаборатории; ведет медицинскую документацию в установленном порядке; планирует и анализирует результаты своей работы, готовит отчеты о своей работе; руководит работой среднего и младшего медицинского персонала; соблюдает принципы врачебной этики; проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федера-ции, действующие в сфере здравоохранения; основы системы медицинского страхования; современные направления развития медицины, методы диагностики и лечения; морфоло-гию, физиологию, биохимию органов и систем организма; основы патоморфологии, пато-генеза синдромов и заболеваний; клиническое значение лабораторных исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний; организацию деятельности клинических лабораторий; преаналитические и аналитические технологии лабораторных исследований; принципы работы и правила эксплуатации лабораторного оборудования; основы системы управления качеством клинических лабораторных исследований; основы фармакокинетики, фармакодинамики и лекарственного мониторинга по основным лекарственным средствам; правила охраны труда и противопожарной безопасности при работе в клинических лабораториях; основы микробиологии и микробиологических исследований; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций; правила оказания первой помощи при неотложных состояниях; врачебную этику; основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы; основы трудового законодательства; правила внутреннего распорядка.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специ-альности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медицинская кибернетика». Интернатура или ординатура по специальности «Клиническая лабораторная диагно-стика», или профессиональная переподготовка при наличии одной из основных медицин-ских специальностей и/или специальности, требующей дополнительной подготовки, сер-тификат специалиста по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» (без предъявления требований к стажу работы).

Биолог

Должностные обязанности. Проводит лабораторные исследования в соответствии с профилем учреждения здравоохранения и лаборатории; организует рабочее место для проведения лабораторных исследований; осуществляет мероприятия по обеспечению и контролю качества лабораторных исследований на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах; осваивает новое оборудование и внедряет новые методы лабо-раторных исследований; ведет медицинскую документацию в установленном порядке; планирует и анализирует результаты своей работы, готовит отчеты о своей работе; руко-водит работой среднего и младшего медицинского персонала; соблюдает принципы деон-тологии.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере здравоохранения, организацию и контроль деятельности клинических лабораторий; основы системы медицинского страхования; современные направления развития медицины; морфологию, физиологию, биохимию органов и систем организма; основы патоморфологии, патогенеза синдромов и заболеваний; клиническое значение лабораторных исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний; преаналитические и аналитические технологии лабораторных исследований; принципы работы и правила эксплуатации лабораторного оборудования; методы лекарственного мониторинга по основным лекарственным средствам; основы системы управления качеством клинических лабораторных исследований; основы микробиологии и микробиологических исследований; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций; правила оказания первой помощи при неотложных состояниях; правила охраны труда и противопожарной безопасности при работе в клинических лабораториях; деонтологию; основы трудового законодательства; правила внутреннего распорядка.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (основная специальность) «Биология», «Биохимия», «Биофизика» «Генетика», «Микробиология», «Фармация» (академическая квалификация - магистр или специалист) и дополнительное профессиональное образование в соответствии с направлением профессиональной дея-тельности без предъявления требований к стажу работы.

Медицинский технолог

Должностные обязанности. Самостоятельно проводит лабораторные исследова-ния (биохимические, гематологические, цитологические, иммунологические, токсиколо-гические, микробиологические, медико-генетические и др.) с использованием современ-ных технологий; осваивает новое оборудование и новые методики исследований; прово-дит контроль качества и разрабатывает мероприятия по обеспечению точности лаборатор-ных исследований; ведет необходимую учетно-отчетную документацию; организует рабо-ту среднего и младшего медицинского персонала лаборатории; оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; типовые патологические процессы в органах и тканях и соответствующие им изменения лабораторных показателей; основы лабораторной диагностики основных патологических состояний; причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; влияние биологических факторов, физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур на результаты исследований; организацию и проведение внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; методы забора биоматериала и морфологию исследуемых элементов; современные методы лабораторных исследований; устройство и правила эксплуатации лабораторного оборудования, методы приготовления реактивов для проведения исследований; общие принципы фармакокинетики, фармакодинамики и мониторинга основных лекарственных средств; основы микробиологии, микробиологических и санитарно-бактериологических исследований; режим работы с возбудителями инфекционных заболеваний (по профилю работы); правила дезинфекции отработанного материала; основы общей гигиены и производственной санитарии; основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и противопожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование (повы-шенный уровень) по специальности "Лабораторная диагностика" и сертификат специали-ста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гистология", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза" без предъявления требований к стажу работы.

Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)

Должностные обязанности. Самостоятельно проводит лабораторное исследование биологического материала (химическое, макро- и микроскопическое и др.); осуществляет контроль качества выполняемых исследований; ведет необходимую учетно-отчетную до-кументацию; проводит мероприятия по обеспечению санитарно-гигиенического режима, предупреждению возможного заражения персонала и пациентов при взятии крови и дру-гих видов биоматериала; оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федера-ции, действующие в сфере здравоохранения; методы забора биологического материала и морфологию исследуемых элементов, правила эксплуатации лабораторной аппаратуры, методы приготовления реактивов для проведения исследований; общие причины возник-новения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторных исследований; методы дезинфекции отработанного биоматериала; основы общей гигиены и производственной санитарии; основы микробиологии и микробиологических исследований; основные правила делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и противопожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специ-альности «Лабораторная диагностика» и сертификат специалиста по специальности «Ла-бораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза» без предъявления требований к стажу работы.

Подводя итог, нужно отметить желательность предварительной общественной экспертизы нормативных документов, касающихся той или иной медицинской службы, учеными и практическими специалистами, и/или предварительное представление проекта, например, на сайте МЗ РФ с принятием и учетом мнений медицинской общественности. РАМЛД готова к тесному сотрудничеству и предлагает помощь экспертов и опытных специалистов КДЛ в разработке и редактировании нормативных документов, относящихся к деятельности клинико-лабораторной службы в РФ.

 

 Ответное письмо из МЗ РФ на аналитическую записку "О необходимости модернизации нормативных документов относящихся к кадровому обеспечению лабораторной службы в РФ"

Уважаемый Дмитрий Борисович! 

Департамент образования и кадровых ресурсов рассмотрел Ваше совместное с председателем Правления Общероссийской общественной организации Научно-практическое общество специалистов лабораторной медицины В.В.Меньшиковым обращение по вопросу кадрового обеспечения лабораторной службы системы здравоохранения.

В настоящее время подготовлен проект новой редакции раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. N 541H.

Предложенные Вами квалификационные характеристики должностей «врач клинической лабораторной диагностики», «биолог», «медицинский технолог», «фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)» будут включены в новую редакцию указанного документа. 

Директор Департамента  В.А. Егоров

 

Источник информации - официальный сайт Российской Ассоциации медицинской лабораторной диагностики (РАМЛД): www.ramld.ru

Теги: