Новости недели:

Работа в Группе компаний ЮНИМЕД

02.12.2015

Активное обсуждение профессиональных стандартов в клинической лабораторной диагностике продолжается

Уважаемый Анатолий Глебович, присланный Вами профессиональный стандарт, вызывает у меня крайнее удивление.

Группой наших коллег была проделана немалая работа по подготовке концепции кадровой структуры лабораторной службы здравоохранения страны, которая максимально гармонизирована с мировой практикой. Общепризнано, что существующая кадровая структура и система подготовки кадров (которые между собой тесно связаны) в нашей стране архаичны и требуют кардинальной перестройки. Профстандарты являются ключевым инструментом в реформировании кадровой службы и системы подготовки кадров.

Предлагаемый же профстандарт вместо реформирования консервирует архаичную кадровую структуру и связанную с ней систему профессионального образования.

Так, в концепции четко разделяются два вида трудовой деятельности: медицинская - врач клинической лабораторной диагностики, и аналитическая - аналитик КЛД с высшим образованием (а также аналитик КЛД со средним специальным образованием). Два вида трудовой деятельности требуют совершенно разной вузовской и последипломной подготовки. В предлагаемом профстандарте все опять смешано в один профстандарт.

На многих наших конференция не раз отмечалась необходимость вузовской специальности "врач клинической лабораторной диагностики". В предлагаемом профстандарте предполагается готовить врачей клинической лабораторной диагностики из выпускников, закончивших медвузы по специальностям "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика". Посмотрите ФГОСы этих специальностей. В них лабораторной диагностике уделено минимальное время и большая часть этих образовательных программ посвящена тем разделам медицины, которые врачу КЛД совершенно не актуальны. Еще раз хочу обратить внимание на то, что объем знаний современной клинической лабораторной диагностики таков, что готовить врачей клинической лабораторной диагностики необходимо по специальной программе буквально с первого курса медицинского ВУЗа.

То же самое можно сказать в отношении подготовки аналитиков. Сегодня в наших лабораториях применяется разнообразная сложная техника и сложные аналитические технологии. Необходимо, чтобы специалист, выполняющий лабораторные исследования достаточно хорошо понимал, что происходит в пробирке и как работает прибор. А для этого уже студенту необходимо дать как фундаментальные знания в области физики, химии, молекулярной и клеточной биологии, математике и теории измерений, так и специальные знания в области современных аналитических технологий клинической лабораторной диагностики. Нам же предлагается на должность аналитика КЛД брать выпускников ВУЗов, закончивших по специальности, например, "Биология". Это все равно, что взять на должность инженера по эксплуатации самолетов выпускника станкостроительного ВУЗа, который не знает, что такое планер и как работает реактивный двигатель.

На основании профессиональных стандартов в дальнейшем предполагается подготовить ФГОСы и образовательные программы. Поэтому в профстандартах должны быть достаточно полно сформулированы как трудовые функции, так и вытекающие из них требования к знаниям и навыкам специалистов (компетенциям). Из предлагаемого профстандарта практически не вытекают требования к подготовке специалистов. Нам говорят, что это такая форма профстандарта. В данном случае мы опять имеем ситуацию, когда форма преобладает над содержанием.

Я понимаю, что предлагаемая реформа потребует не малой работы, которую наши чиновники не хотят делать - для них принцип наименьшего действия является основополагающим.  Нужно будет внести изменения в номенклатуру специальностей и должностей, разработать ФОГСы и главное - организовать подготовку специалистов по этим стандартам и программам в вузах. Но без этой реформы мы не добьемся эффективной работы лабораторной службы нашего здравоохранения. Реализовав эту реформу, мы радикально изменим ситуацию в КЛД нашей страны к лучшему.

Я предлагаю еще раз вернуться к концепции кадровой структуры КЛД и системе подготовки кадров, доработать ее, утвердить  на координационном совете трех профессиональных общественных организаций и последовательно отстаивать ее реализацию.
Это наш профессиональный долг!
 
Шибанов Александр Николаевич
Генеральный секретарь РАМЛД
Член правления НПО СЛМ

Концепция профессиональных стандартов в области клинической лабораторной диагностики (Скачать)

Теги: