Александр Николаевич Шибанов: «Задача импортозамещения в здравоохранении – вопрос национальной безопасности»
Здоровье нации является одним из стратегических ресурсов любого государства. Поэтому во всех развитых странах уделяется большое внимание динамичному развитию национальных систем здравоохранения. Нередко программа развития здравоохранения страны выступает как один из важнейших факторов в политической борьбе партий.
Нынешний XXI век с большой уверенностью можно охарактеризовать, как век интенсивного развития биомедицинских наук и технологий. Во всем мире на этом направлении концентрируются огромные интеллектуальные и финансовые ресурсы. Объем знаний в области биологии и медицины растет экспоненциально. На основе этих знаний создаются прорывные технологии диагностики и лечения многих заболеваний и, благодаря этому, достигается значительный медицинский, социальный и экономический результат. Фарминдустрия и медицинская промышленность приобретают все большую роль в экономике развитых и развивающихся стран. Недалеко то время, когда об экономической мощи государств будут судить не в последнюю очередь по уровню развития этих отраслей.
Следует отметить, что в период с 2006 по 2014 годы материально-техническая база здравоохранения России претерпела поистине революционные изменения. За эти восемь лет в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и государственной программы модернизации здравоохранения было закуплено современной медицинской техники на сотни миллиардов рублей. Были построены и оснащены современным оборудованием сосудистые и перинатальные центры, укреплена материально-техническая база ЛПУ, оказывающих экстренную медицинскую помощь пострадавшим в ДТП. В результате этого значительно вырос уровень оказания медицинской помощи как в первичном звене, так и в стационарах. Широко стали внедряться методы высокотехнологичной медицинской помощи.
К сожалению, большая часть закупаемой по государственным программам медицинской техники была импортной. Так, например, доля отечественных приборов для клинико-диагностических лабораторий не превышала 10%. В настоящее время оборудование, закупленное в 2006 – 2008 гг., выработало свой ресурс и требует замены. И опять приходится закупать импортную технику, поскольку многие виды медицинского оборудования у нас до сих пор не выпускаются. Но сегодня за эту технику приходится платить в полтора-два раза больше из-за роста курса рубля по отношению к основным валютам. По данным Минздрава России, в 2015 г. было закуплено медицинских изделий на сумму 269,4 млрд. руб., из них отечественных медицинских изделий - на сумму 38,3 млрд. руб., импортных медицинских изделий - на сумму 231,1 млрд. руб. Таким образом, более двухсот миллиардов рублей ушло из российской экономики зарубежным компаниям. Для справки, эта сумма составляет годовой фонд заработной платы города с населением 700 тыс. чел.
Сегодня в непростой ситуации оказалась лабораторная служба здравоохранения страны. Большая часть импортных анализаторов, которыми оснащены клинические лаборатории, требует применения исключительно импортных реагентов. Когда эти приборы закупались, цена на реагенты была приемлемой. Но сегодня за них приходится платить как минимум вдвое больше, а бюджет больниц и поликлиник не только не увеличился, а сокращается. Во многих лабораториях страны сложилась критическая ситуация – нет денег на закупку импортных анализаторов взамен выходящих из строя ранее закупленных, а те анализаторы, которые еще работают, невозможно эксплуатировать из-за недостатка денег на дорогостоящие импортные реагенты. Вследствие этого существует реальная угроза потери достигнутого в ходе реализации государственных программ высокого уровня развития лабораторной службы страны. А это, в свою очередь, неизбежно приведет к снижению качества медицинской помощи в целом, поскольку основной объем диагностической информации о состоянии организма больного дает именно лабораторная диагностика. Врач, лишенный важной диагностической информации, не сможет своевременно и правильно поставить диагноз, и, следовательно, не сможет проводить эффективное лечение.
Для устойчивого развития здравоохранения страны стратегически важно иметь развитую отечественную медицинскую промышленность, обеспечивающую основные потребности медицинских учреждений в оборудовании, расходных материалах и реагентах. Анализ показывает, что цены на медицинские изделия отечественного производства хотя и растут вследствие инфляции и увеличения стоимости применяемых при производстве импортных комплектующих и сырья, но в разы меньше по сравнению с ростом цен на импортные медицинские изделия.
Для создания инновационных медицинских технологий и медицинских изделий требуются немалые финансовые инвестиции. Но и после создания инновационного изделия требуются длительное время и существенные затраты для того, чтобы это изделие стало широко применяться в практическом здравоохранении. Иногда на это уходят годы. Мы знаем немало примеров, когда выполненная на высоком уровне научно-исследовательская работа не доводится до серийного производства по причине нехватки финансирования, отсутствия технологической производственной базы, достаточного опыта и квалифицированных кадров, необходимых для продвижения инновационного продукта на рынке. И это вторая фундаментальная причина, почему нашей стране необходимы мощные национальные производители медицинских изделий мирового уровня. В противном случае мы всегда будем в состоянии догоняющего.
Сложившаяся сегодня критическая ситуация с материально-техническим обеспечением здравоохранения страны является следствием стратегической ошибки, допущенной в период реализации государственных программ развития здравоохранения. Еще на стадии подготовки нацпроекта «Здоровье» отечественные производители предлагали часть средств направить на развитие нашей промышленности. На что тогдашнее руководство Минздрава отвечало, что это не их забота, им нужно повышать качество медицинской помощи населению, а за развитие промышленности отвечает Минпромторг. Такой узковедомственный несистемный подход и привел к тому, что для поддержания достигнутого уровня оснащения медучреждений теперь требуется еще больше денег, чем их выделялось в годы реализации проекта, а таких денег у государства сегодня нет.
Нельзя сказать, что все это время государство ничего не делало для развития отечественной медицинской промышленности. В январе 2013 г. Минпромторг России утвердил стратегию развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. На базе этой стратегии была разработана Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы. С 2011 года действует Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», в профессиональных кругах именуемая «Фарма 2020». В общей сложности на реализацию этой программы будет израсходовано более 100 млрд. руб. из средств бюджета страны. Однако следует отметить, что на начальном этапе реализации этой программы был реализован недостаточно эффективный механизм конкурсного отбора предприятий, которым предоставлялось государственное финансирование. В результате ряд проектов так и не был доведен до серийного производства. В частности, ряд конкурсов на разработку приборов для клинико-диагностических лабораторий выиграли компании, которые до этого не имели опыта таких разработок, хотя по формальным требованиям они отвечали условиям конкурса. И поскольку в типовом государственном контракте того времени, работа по проекту должна заканчиваться сдачей документов на регистрацию разработанного прибора, а не началом серийного производства, то и претензий к этим компаниям предъявить нельзя.
Условия государственного финансирования новых разработок в рамках ФЦП кардинально изменились после принятия Постановления правительства от 1 октября 2015 №1048. Теперь государство не дает деньги, а возмещает понесенные предприятием затраты на разработку медицинского изделия. И, самое главное, получатель государственных субсидий обязан обеспечить серийное производство разрабатываемого медицинского изделия и при этом объем реализации за три года серийного производства должен быть в 3 раза выше общей суммы полученных субсидий. При невыполнении этого условия предприятие должно вернуть полученные субсидии. Если бы такие условия действовали с самого начала реализации ФЦП, то сегодня у нас уже серийно производились бы необходимые анализаторы и другие медицинские изделия. Остается только сожалеть, что в новой программе не предусмотрено субсидирование разработок новых приборов, которые крайне необходимы нашим лабораториям.
В настоящее время в стране действует целый комплекс поддержки инновационных предприятий. Их эффективность можно продемонстрировать на примере нашей компании - ООО «Эйлитон». Компания была создана в 2003 г. и занимается разработками и производством медицинских изделий для клинической лабораторной диагностики. В 2012 году компания выиграла конкурс в рамках ФЦП «Разработка технологии и организация производства вакуумных пробирок для взятия венозной крови». В то время огромная потребность удовлетворялась исключительно за счет импорта. За два года работы по этому проекту компания не только выполнила требования госконтракта: разработала конструкторскую и технологическую документацию, выпустила опытную партию пробирок и подала заявку на регистрацию изделия в Росздравнадзор, но и запустила в эксплуатацию пилотное производство вакуумных пробирок. В этом году объем производства пробирок составит 41 млн. шт., а в 2017 – более 160 млн. шт.
При планировании пилотного производства вакуумных пробирок встал вопрос о месте его размещения. В то время компании работала на арендуемых площадях в Москве. Создавать производство на арендуемых площадях было очень рискованно. Строить свое производственное здание – дорого и сложно определиться с местом. Решение нашлось, когда мы узнали о существовании в подмосковном городе Дубна особой экономической зоны. Защитив свой бизнес-план в Минэкономразвитии России в 2013, ООО «Эйлитон» стал резидентом ОЭЗ ТВТ «Дубна», где и развернул пилотное производство вакуумных пробирок на арендованных площадях ОЭЗ. Для создания полномасштабного серийного производств вакуумных пробирок и других производств, мы построили на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна» производственный корпус площадью 1450 кв. м. Сегодня предприятие выпускает несколько типов анализаторов, наборов реагентов, вакуумные пробирки для венозной крови и микропробирки для взятия капиллярной крови. В решении задачи создания уникального технологического оборудования для производства микропробирок нам помог Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере:
– профинансировал часть наших затрат в размере 15 млн. руб. На сегодня общий объем инвестиций в развитие производства составил более 300 млн. руб. Из них 200 млн. руб. – это собственные средства предприятия.
Следует отметить, что ОЭЗ ТВТ «Дубна» явилась ключевым фактором в развитии нашего предприятия. Предоставление на льготных условиях земельного участка для строительства здания, наличие на площадке всех коммуникаций, активная помощь со стороны администрации ОЭЗ в решении множества проблем, помощь со стороны правительства Московской области, в том числе и финансовая, – без всего этого мы не смогли бы обеспечить такое динамичное развитие производства. Особые экономические зоны, такие как ОЭЗ «Дубна», можно сравнить с теплицами, в которых прорастают и набираются сил отечественные инновационные предприятия.
Таких динамично развивающихся предприятий, как ООО «Эйлитон», немало. Но при этом необходимо отметить, что темпы развития отечественной медицинской промышленности нельзя признать удовлетворительными. По очень многим направлениям мы находимся в сильной зависимости от поставок из-за рубежа, и наше отставание от промышленно развитых стран увеличивается. В особенности это касается аналитической техники для клинических лабораторий. Если Россия хочет занять в сфере производства медицинских изделий достойное место в ряду других стран, нам необходимо в довольно короткие сроки решить целый комплекс серьезных проблем. Не решив их, мы может отстать навсегда.
Прежде всего, необходимо выстроить более эффективное взаимодействие бизнеса медицинской промышленности и государственных институтов. Пока что бывает довольно сложно бизнес сообществу добиваться принятия важных, а иногда и просто разумных решений и нормативных актов. И федеральные органы исполнительной власти, и законодательные органы должны с большим вниманием и доверием относиться к мнению профессионального сообщества. Основная задача государства – создавать максимально благоприятные условия для развития отечественной промышленности и стимулировать ее развитие в тех направлениях, которые являются наиболее важными для здравоохранения. Можно указать основные факторы, которые определяют динамику развития отечественной медицинской промышленности.
Доступность дешевых кредитов. Ставки коммерческих кредитов слишком высоки, да и эти кредиты далеко не все отечественные предприятия могут получить в банках из-за отсутствия ликвидных залогов. Фонд развития промышленности предоставляет льготные кредиты, но их объем и доступность очень ограничены. ООО «Эйлитон» не смог получить кредит в ФРП.
Финансовая поддержка на этапе НИОКР со стороны государства. Не все проекты, которые получают поддержку со стороны государственных структур, являются важными для здравоохранения, а некоторые из них просто бесполезны. В то же время, по ряду очень важных направлений предприятия не могут получить необходимое им финансирование. Для отбора проектов необходимо активнее привлекать экспертное сообщество. Благодаря этому, эффективность государственных затрат на поддержку промышленности значительно вырастет.
Разумная и эффективная защита внутреннего рынка, создание преимуществ отечественным производителям. Это обычная практика, которая применяется во многих государствах, когда необходимо обеспечить развитие стратегически важных отраслей промышленности. Я помню, с каким трудом мы добивались принятия постановления правительства №102, которое отчасти помогает очень ограниченному числу наших предприятий более уверенно чувствовать себя на отечественном рынке. Сколько было шума и гневных заявлений в средствах массовой информации – если постановление правительства будет принято, то лечебные учреждения не смогут закупать современную импортную технику, здравоохранение рухнет! Прошло почти два года с момента принятия постановления и ничего страшного не произошло, как покупали импортные медицинские изделия, так и покупают. За очень редким исключением: когда на торги предлагается не менее двух медицинских изделий, полностью отвечающие техническому заданию и имеющие подтверждение российского происхождения. И к тому же, виды этих изделий должны присутствовать в списке постановления, который весьма ограничен.
Сокращение сроков и стоимости регистрации медицинских изделий. С момента, когда предприятие уже разработало изделие и готово к серийному производству, проходит около года до того, как оно сможет это изделие поставлять своим покупателям. Затратив на разработку и организацию производства немалые деньги, а иногда и взяв для этого кредит, предприятие все время регистрации изделия не получает дохода от его реализации. Для иностранной компании это не проблема. Наш рынок не единственный, на котором они продают свою продукцию. А вот отечественные предприятия несут значительные потери из-за длительных сроков регистрации. Расходы на регистрацию иногда становятся фактически запретительными для принятия решения о разработке и организации производства медицинского изделия, когда, с одной стороны, оно необходимо для здравоохранения, но имеет ограниченный рынок. В таких случаях срок окупаемости инвестиций слишком велик. Решением этой проблемы был бы механизм субсидирования затрат отечественного предприятия на проведение испытаний и регистрации медицинского изделия по факту получения регистрационного удостоверения.
Все выше перечисленные меры должны действовать в комплексе. Отсутствие какой-либо из них существенно снижает эффективность остальных. Наряду с мерами поддержки со стороны государства, нужно, чтобы в самом профессиональном сообществе отечественных производителей были реализованы важные изменения.
Необходимо кардинально повысить уровень кооперации в отрасли. Отечественным компаниям следует научиться эффективно объединять свои технологические, интеллектуальные и финансовые ресурсы для достижения конечной цели – разработки и производства качественной и конкурентной медицинской продукции. Надеюсь, создание медико-технического Кластера Московской области будет хорошим примером кооперации отечественных предприятий медицинской промышленности.
Постоянная работа, направленная на повышение качества выпускаемой продукции. Это задача не каждого предприятия в отдельности, а всей отечественной отрасли. Низкое качество изделий одного предприятия бросает тень на всю отрасль. Задача обеспечения высокого качества продукции решается с помощью такого инструмента, как СРО. В 2016 году Ассоциация отечественных производителей медицинских изделий «Национальная медицинская индустрия» получила статус СРО. Но предстоит провести еще большую работу по налаживанию эффективного саморегулирования с одной стороны и вовлечения в это движение большого числа отечественных предприятий.
Необходимо кардинально повысить взаимодействие между отечественной индустрией и академической и вузовской наукой. Я уверен, что здесь кроются огромные возможности для создания инновационных продуктов. Также довольно остро стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров. К сожалению, сегодня многие вузы формируют образовательные программы без участия представителей промышленности, т.е. без участие тех, для кого эти вузы готовят специалистов. В результате выпускники таких вузов не могут найти себе работу по специальности.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Производство продуктов питания, здравоохранение и оборона страны – это три столпа, на которых основана национальная безопасность. Россия должна быть самодостаточной, как минимум, в этих трех отраслях. И тогда нам не будут страшны санкции и иные политические катаклизмы, происходящие в мире.
Источник: "Бизнес-Диалог. Подмосковье"